Главная » 2015 » Июнь » 9 » Хитрости бывают разными
11:35
Хитрости бывают разными

У профессора кафедры общей и неорганической химии В.С. Рыбальченко – солидный преподавательский стаж, а, кроме того, он трижды становился призером авторского конкурса в области учебно-методической работы. И тем не менее, по его твердому убеждению, студент «со стажем» при желании всегда будет изощреннее самого опытного преподавателя, стремящегося этому воспрепятствовать. Но из-за существования подобной казуистики Владимир Сергеевич не расстраивается, а даже, наоборот, считает такое соперничество – одной из неизбежных интриг в своей преподавательской карьере…

О том, как складывается эта и другие грани его отношений со студентами – губкинцами, узнавала наша студкорр Ю. Полетаева (гр. МП-10-6).

Ред.: - Кому вы предпочитаете поставить хорошую отметку: тому, кто присутствовал на всех лекциях и семинарах, но на экзамене путается в ответе, или же тому, кто иногда пропускал, но отвечает без запинки?

В.С.: - Для меня главное – реальные знания студента, а не количество посещений. Но надо помнить, что непосещаемому набрать рейтинговый потенциал намного сложнее. Я стремлюсь сделать учебный материал наиболее доступным для понимания студентов, а осваивать учебник без живого контакта с преподавателем намного труднее. И все же при ответе на экзамене посещаемость – вторична, а вот наличие всех лабораторных работ – обязательно, так как практику пропускать никому нельзя. А еще губкинцам надо учесть, что согласно новому Уставу вуза, который скоро будет принят, посещение всех занятий с начала следующего учебного года становится обязательным.

Ред.: - Листаете ли вы зачетку студента перед тем, как поставить свою отметку?

В.С.: - Листаю, стараюсь составить о человеке более полное представление… Если студент получал по другим дисциплинам положительные отметки, а по моей – нет, то я стараюсь задать дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что это – не случайность. Словом, даю шанс наилучшим образом проявить себя.

Ред.: - Случались ли в вашей практике разногласия со студентами?

В.С.: - Не могу припомнить чего-либо серьезного по этой части.

Ред.: - Рейтинг – это, по-вашему, «кнут» или «пряник»?

В.С.: - Рейтинговая система не однозначная, и рейтинг – не панацея от всех учебных неурядиц. Я учитываю набранный до сессии багаж знаний и баллов. Но, если студент отвечает хорошо, а сумма баллов у него низковата, то я задаю дополнительные вопросы. Стараюсь убедиться, что материал усвоен достаточно полно, и после этого смело ставлю хорошую оценку. Не было у меня такого, чтобы при отличном ответе, но низком рейтинге студент уходил с низкой отметкой по чисто формальному признаку – недостатку баллов.

Ред.: - Имеет ли для вас значение то, как выглядит студент, какой стиль одежды он предпочитает?

В.С.: - В большей степени – это дело личное, но, конечно, хочется видеть перед собой аккуратного и опрятного молодого человека или девушку.

Ред.: - Что больше всего вас раздражает: неожиданные трели мобильных телефонов студентов на занятиях, пустая аудитория или, например, усталость от четвертой «пары»?

В.С.: - Моя работа для меня – любимое дело. А от любимого, говорят, не устают… А про «трели» - так это чаще всего случайность, студенты у нас все-таки люди воспитанные и на занятиях звонки отключают. Пустых же аудиторий у меня просто не бывало. Наоборот, вместо раздражения и усталости я ощущаю прибавку сил, когда вижу понимание у студентов. А иногда они выражают признательность аплодисментами.

Ред.: - Усилия лектора и преподавателя должны быть скоординированы, но так бывает не всегда. Как изменить эту ситуацию?

В.С.: - Единый подход найти сложно, но действия лектора и преподавателя должны быть едиными. Этого нужно добиваться.

Ред.: - Отмечаете ли вы присутствующих на лекциях?

В.С.: - Да. Даю тесты, результаты которых оцениваю, и таким образом веду статистику посещений.

Ред.: - С каким курсом легче работать?

В.С.: - В основном моя аудитория – это 1 курс, но есть у меня и заочники, вечерники. А самые благодарные – все же первокурсники…

Ред.: - Допускаете ли вы дискуссию между студентом и вами на тему лекции, не на тему лекции?

В.С.: - Допускаю. Это бывает даже полезно. В дискуссии можно выяснить истину, если, конечно, поднимаемые вопросы касаются существа темы. Вести дискуссию – этому студенты тоже должны учиться.

Ред.: - Перемена: святое время для студентов или резерв для преподавателя?

В.С.: -Если честно, я бы не прекращал лекции, если чувствуется в этом необходимость. Но с правом студентов уйти на перерыв надо считаться.

Ред.: - Удаляете ли вы с занятий провинившихся студентов?

В.С.: - Провинившихся студентов не удаляю, как-то с такими фактами мне не доводилось сталкиваться. А вот не подготовленных к занятию я не допущу.

Ред.: - Какая форма экзамена вам кажется наиболее приемлемой: устная защита или письменный ответ?

В.С.: - Для сдачи в первый раз – устный ответ, а при пересдаче для лучшей проверки знаний – письменный.

Ред.: - Случалось ли в вашей практике, что студенты вносили коррективы в курс и методику преподавания?

В.С.: - Долгие годы моей преподавательской работы позволяют выявить ряд вопросов, которые студенты усваивают с большим трудом. Следовательно, этим вопросам я уделяю больше внимания.

Ред.: - Удается ли вам раскрывать какие-то студенческие хитрости?

В.С.: - «Хитрости» бывают разными. Если какой-то способ запоминания позволяет лучше усвоить материал, то «хитрость» можно приветствовать, а вот ловкое списывание, обман в вузе – это обеднение знаний, и по сути – самообман. А вообще студент все равно в чем-то может быть изощреннее преподавателя, и пусть это тешит студента. Ну а преподаватель должен дать правильную оценку.

Ред.: - Бывают случаи, когда студент не может хорошо ответить на экзамене из-за волнения, а не от незнания. Как вы действуете в этом случае?

В.С.: - Главное – успокоить разволновавшегося, дать пару минут для совладания с эмоцией. В большинстве случаев это получается. Ну, а если – нет, то скорей всего, главная причина волнений – отсутствие знаний и боязнь оказаться в должниках...

Просмотров: 249 | Добавил: Uchenick | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar